БЛОГ
Цели и мотивации в команде.
25 марта
2020
  1. Зачем мотивировать команду?
  2. Виды мотивации.
  3. Какие должны быть цели в команде?
  4. Способы и примеры мотиваций.

1. Зачем мотивировать команду?

Почему работники не хотят работать? Почему они ленятся, сопротивляются нововведениям и т.д.? Причина всегда индивидуальна.  Это может и лентяй по природе. Или уникум, у которого нет желания работать и осознание, что зарплату всё равно дадут. Возможно это и не знание своих задач и целей, которое и ведёт к халатному отношению к своей работе. А может и причина кроется в нездоровой атмосфере в коллективе. Это всё "лечится" добротной и правильной мотивацией. Лидер должен чувствовать свою команду, чтобы знать какую мотивацию стоит применять, а что будет бесполезно или даст обратный эффект. 

Первопричины мотиваций:

  • аинтересовать существующий персонал и привлечь новые кадры. О необычной мотивации слухи быстро разлетятся и по другим компаниям. Интересной мотивацией Вы можете переманить ценные кадры от конкурентов.
  • сократить текучесть кадров. Работник должен знать, что такой мотивации больше нигде нет и никто его не отправит в отпуск за счёт компании, например, или не выдаст 13-ую зарплату, или не повесит на доску почёта как лучшего сотрудника.
  • выявить и наградить лучших, и тем самым узнать истинных звёзд компании. Поощрить тех, кто этого достоин в первую очередь.
  • контролировать справедливые выплаты за работу. Мотивация ясно показывает картину происходящего в команде. Кто старается, а кто работает спустя рукава. С помощью мотивации берётся под контроль премиальная часть заработной платы.

2. Виды мотивации.

Мотивация бывает прямая или косвенная. Прямая в свою очередь может быть материальной или нематериальной. Помимо этого выделяют следующие виды мотиваций:

  • социальная (командная),
  • трудовая (самореализация),
  • карьерная,
  • гендерная (успешность, ориентация на популярность, славу),
  • образовательная.

Чем больше компания, чем больше у неё ресурсов и возможностей, тем больше видов мотивации она старается использовать, чтобы её персонал работал и полностью отдавался работе. А также, чтобы дорожил и любил свою работу.

3. Какие должны быть цели в команде?

Чтобы цели не были размытыми и загадочными, каждую цель надо пропускать через фильтр SMART (методика постановки целей в тайм-менеджменте). Итак, какими должны быть цели:

  1. конкретными. Достаточно ли конкретно поставлена цель? Правильно ли её понимает сотрудник?
  2. достижение цели можно измерить. Если цель - это выполнение плана, то это конкретные цифры. А если цель, например, стать лучшей компанией, то она также должна соизмеряться либо цифрами, либо другими показателями.
  3. согласованными. Цели нужно ставить совместно и согласовано с командой. Они не должны противоречить должностным обязанностям и выходить за рамки рабочего времени без согласования с персоналом.
  4. реальными. Ставящий цели должен реально оценивать возможности своего коллектива. Постановка трудновыполнимых целей приводит к апатии и ухудшает атмосферу внутри коллектива.
  5. ограниченными во времени. У каждой цели должен быть срок исполнения, иначе цель превращается в мечту.

И, разумеется, достижение цели ежедневно контролируются, даже долгосрочных целей.

4. Способы и примеры мотивации команды.

Каждый лидер так или иначе придумывает способы мотивации своей команды. Классическая и самая желанная мотивация - это денежная. Однако, как показывает практика, это далеко не самый действенный способ достижения целей компании. Профессионализм руководителя подразумевает мотивацию без каких-либо трат. Однако, это доступно только избранным и прирождённым лидерам. Остальным же стоит для начала использовать все известные способы мотивации командой: 

  1. Заработная плата. Ее рост и возможности заработать больше, очень стимулируют работать лучше и больше.
  2. Похвала. Бесплатный и простой способ повысить производительность работников. Хвалить стоит каждого, кто отличается результатами, смекалкой, полезными для компании действиями. Будьте чуткими и благодарными руководителями и Ваш персонал будет Вас вновь и вновь радовать.
  3. Обращение по имени и отчеству. Для некоторых это обычно - слышать своё отчество. Для других - мечта всей жизни. Они сами растут в своих глазах от того, что к ним так уважительно обращаются. Иногда это простое обращение по имени и отчеству отлично стимулирует отдельных сотрудников.
  4. Дополнительный отдых. Ради выходных  сверх нормы, особенно, когда отпуск далеко, персонал с удовольствием трудится на полную катушку.
  5. Памятные подарки. Это своего рода и реклама предприятия, и вклад в будущее компании. Пока они (эти подарки) хранятся у Ваших подопечных, о Вас вспоминают с благодарностью.
  6. Карьерный рост. Кого-то он абсолютно не интересует. А для кого-то является смыслом жизни. Составляя долгосрочные планы, включите в них тех сотрудников, чьи цели упираются в карьерный рост. 
  7. Обратная связь - проблема большинства организаций. Налаженная обратная связь подразумевает уважительные и доброжелательные отношения между начальником и подчинёнными. Это важно, чтобы персонал мог прийти и рассказать о своих проблемах в работе, а не пытаться скрывать или маскировать недочёты из-за страха и недоверия к лидеру компании.
  8. Открытое руководство. Перспектива для простого менеджера пообщаться со своим высшим руководством иногда очень заманчива. Однако во многих компаниях - это невозможно. Но сделав эти встречи с руководством ритуалом - раз в месяц или в квартал, когда каждый сотрудник может задать вопрос или поделиться своей идеей с главным боссом, - выиграет и компания и персонал. Это отличный способ мотивации, чтобы быть значимым в глазах босса на таких совещаниях.
  9. Доска почёта. Вести её недорого для компании, однако сколько эмоций и радости она дарует команде.
  10. Работа на дому. Не всегда это возможно, но для некоторых компаний не проблема, и является хорошей мотивацией для сотрудников выслужить такую честь.
  11. Красивое название должности. Уволиться с работы продавца - не страшно. А покинуть должность главного специалиста отдела продаж - рискнёт не каждый. Не скупитесь на регалии, они хорошо окупаются.
  12. Корпоративы. Корпоративные мероприятия заточенные под цели компании, несущие в себе задачи объединять и сплотить коллектив, приносят двойную пользу. Во первых, весёлый отдых, перезагрузка коллектива, во вторых, оттачивание Вашего инструмента - команды.
  13. Публичная благодарность. Ничто так не стимулирует как слава. Не всех, разумеется, но для некоторых это важно. У кого-то такое бывает раз в жизни. Прославляйте своих передовиков, и они захотят вновь и вновь повторять свой подвиг, чтобы вновь испытать публичную благодарность.
  14. Скидки. Если есть возможность раздавайте корпоративные скидки на Вашу продукцию, чтобы Ваши сотрудники имели ещё больше положительных моментов от своей работы в Вашей компании.
  15. Премии. Составляя планы, давайте возможность людям зарабатывать больше за счёт премий. 
  16. Обучение за счёт компании. Для компании недорого и полезно, для сотрудника экономия времени и денег.
  17. Оплата фитнес-клуба. Во многих корпорациях введена эта мотивация, которая очень успешно применяется. Например, известная нефтяная компания, ни с самыми высокими зарплатами стала самым желанным работодателем, по мнению лиц находящихся в поиске работы, из-за возможности заниматься спортом в центре города в самом дорогом фитнесс-клубе.
  18. Оплата сотовой связи, ГСМ. Плюсы и для компании, и для сотрудников. Они всегда на связи, всегда мобильны и экономят свои средства за счёт компании.

Это далеко не весь список всевозможных мотиваций команды в компании. Однако следует знать, что мотивация лежит в основе успеха в достижении целей, поэтому о ней следует помнить всегда.

Экзамен о прочитанном материале.

  1. Зачем мотивировать команду?
  2. Причины, по которым персонал не хочет работать.
  3. Как заставить работать "лентяев"?
  4. Виды мотиваций.
  5. Какими должны быть цели, поставленные перед командой?
  6. Как измерить результат цели "лучший сотрудник"?
  7. Как измерить результат цели " лучшая продажа"?
  8. Нужно ли предварительно обсуждать цели с командой? Почему?
  9. Почему стоит избегать постановку трудновыполнимых целей?
  10. Что будет, если у цели не будет срока исполнения?
  11. Какие бесплатные мотивации команды Вы знаете?
  12. Обязательно ли хвалить своих передовиков? Можно ли обойтись без похвалы?
  13. В каких случаях можно использовать карьерный рост как мотивацию?
  14. Зачем нужна обратная связь при мотивации команды?
  15. Кому нужна доска почёта - руководству или подчинённым?
  16. Какие платные мотивации Вы знаете?
назад