- Зачем мотивировать команду?
- Виды мотивации.
- Какие должны быть цели в команде?
- Способы и примеры мотиваций.
1. Зачем мотивировать команду?
Почему работники не хотят работать? Почему они ленятся, сопротивляются нововведениям и т.д.? Причина всегда индивидуальна. Это может и лентяй по природе. Или уникум, у которого нет желания работать и осознание, что зарплату всё равно дадут. Возможно это и не знание своих задач и целей, которое и ведёт к халатному отношению к своей работе. А может и причина кроется в нездоровой атмосфере в коллективе. Это всё "лечится" добротной и правильной мотивацией. Лидер должен чувствовать свою команду, чтобы знать какую мотивацию стоит применять, а что будет бесполезно или даст обратный эффект.
Первопричины мотиваций:
- аинтересовать существующий персонал и привлечь новые кадры. О необычной мотивации слухи быстро разлетятся и по другим компаниям. Интересной мотивацией Вы можете переманить ценные кадры от конкурентов.
- сократить текучесть кадров. Работник должен знать, что такой мотивации больше нигде нет и никто его не отправит в отпуск за счёт компании, например, или не выдаст 13-ую зарплату, или не повесит на доску почёта как лучшего сотрудника.
- выявить и наградить лучших, и тем самым узнать истинных звёзд компании. Поощрить тех, кто этого достоин в первую очередь.
- контролировать справедливые выплаты за работу. Мотивация ясно показывает картину происходящего в команде. Кто старается, а кто работает спустя рукава. С помощью мотивации берётся под контроль премиальная часть заработной платы.
2. Виды мотивации.
Мотивация бывает прямая или косвенная. Прямая в свою очередь может быть материальной или нематериальной. Помимо этого выделяют следующие виды мотиваций:
- социальная (командная),
- трудовая (самореализация),
- карьерная,
- гендерная (успешность, ориентация на популярность, славу),
- образовательная.
Чем больше компания, чем больше у неё ресурсов и возможностей, тем больше видов мотивации она старается использовать, чтобы её персонал работал и полностью отдавался работе. А также, чтобы дорожил и любил свою работу.
3. Какие должны быть цели в команде?
Чтобы цели не были размытыми и загадочными, каждую цель надо пропускать через фильтр SMART (методика постановки целей в тайм-менеджменте). Итак, какими должны быть цели:
- конкретными. Достаточно ли конкретно поставлена цель? Правильно ли её понимает сотрудник?
- достижение цели можно измерить. Если цель - это выполнение плана, то это конкретные цифры. А если цель, например, стать лучшей компанией, то она также должна соизмеряться либо цифрами, либо другими показателями.
- согласованными. Цели нужно ставить совместно и согласовано с командой. Они не должны противоречить должностным обязанностям и выходить за рамки рабочего времени без согласования с персоналом.
- реальными. Ставящий цели должен реально оценивать возможности своего коллектива. Постановка трудновыполнимых целей приводит к апатии и ухудшает атмосферу внутри коллектива.
- ограниченными во времени. У каждой цели должен быть срок исполнения, иначе цель превращается в мечту.
И, разумеется, достижение цели ежедневно контролируются, даже долгосрочных целей.
4. Способы и примеры мотивации команды.
Каждый лидер так или иначе придумывает способы мотивации своей команды. Классическая и самая желанная мотивация - это денежная. Однако, как показывает практика, это далеко не самый действенный способ достижения целей компании. Профессионализм руководителя подразумевает мотивацию без каких-либо трат. Однако, это доступно только избранным и прирождённым лидерам. Остальным же стоит для начала использовать все известные способы мотивации командой:
- Заработная плата. Ее рост и возможности заработать больше, очень стимулируют работать лучше и больше.
- Похвала. Бесплатный и простой способ повысить производительность работников. Хвалить стоит каждого, кто отличается результатами, смекалкой, полезными для компании действиями. Будьте чуткими и благодарными руководителями и Ваш персонал будет Вас вновь и вновь радовать.
- Обращение по имени и отчеству. Для некоторых это обычно - слышать своё отчество. Для других - мечта всей жизни. Они сами растут в своих глазах от того, что к ним так уважительно обращаются. Иногда это простое обращение по имени и отчеству отлично стимулирует отдельных сотрудников.
- Дополнительный отдых. Ради выходных сверх нормы, особенно, когда отпуск далеко, персонал с удовольствием трудится на полную катушку.
- Памятные подарки. Это своего рода и реклама предприятия, и вклад в будущее компании. Пока они (эти подарки) хранятся у Ваших подопечных, о Вас вспоминают с благодарностью.
- Карьерный рост. Кого-то он абсолютно не интересует. А для кого-то является смыслом жизни. Составляя долгосрочные планы, включите в них тех сотрудников, чьи цели упираются в карьерный рост.
- Обратная связь - проблема большинства организаций. Налаженная обратная связь подразумевает уважительные и доброжелательные отношения между начальником и подчинёнными. Это важно, чтобы персонал мог прийти и рассказать о своих проблемах в работе, а не пытаться скрывать или маскировать недочёты из-за страха и недоверия к лидеру компании.
- Открытое руководство. Перспектива для простого менеджера пообщаться со своим высшим руководством иногда очень заманчива. Однако во многих компаниях - это невозможно. Но сделав эти встречи с руководством ритуалом - раз в месяц или в квартал, когда каждый сотрудник может задать вопрос или поделиться своей идеей с главным боссом, - выиграет и компания и персонал. Это отличный способ мотивации, чтобы быть значимым в глазах босса на таких совещаниях.
- Доска почёта. Вести её недорого для компании, однако сколько эмоций и радости она дарует команде.
- Работа на дому. Не всегда это возможно, но для некоторых компаний не проблема, и является хорошей мотивацией для сотрудников выслужить такую честь.
- Красивое название должности. Уволиться с работы продавца - не страшно. А покинуть должность главного специалиста отдела продаж - рискнёт не каждый. Не скупитесь на регалии, они хорошо окупаются.
- Корпоративы. Корпоративные мероприятия заточенные под цели компании, несущие в себе задачи объединять и сплотить коллектив, приносят двойную пользу. Во первых, весёлый отдых, перезагрузка коллектива, во вторых, оттачивание Вашего инструмента - команды.
- Публичная благодарность. Ничто так не стимулирует как слава. Не всех, разумеется, но для некоторых это важно. У кого-то такое бывает раз в жизни. Прославляйте своих передовиков, и они захотят вновь и вновь повторять свой подвиг, чтобы вновь испытать публичную благодарность.
- Скидки. Если есть возможность раздавайте корпоративные скидки на Вашу продукцию, чтобы Ваши сотрудники имели ещё больше положительных моментов от своей работы в Вашей компании.
- Премии. Составляя планы, давайте возможность людям зарабатывать больше за счёт премий.
- Обучение за счёт компании. Для компании недорого и полезно, для сотрудника экономия времени и денег.
- Оплата фитнес-клуба. Во многих корпорациях введена эта мотивация, которая очень успешно применяется. Например, известная нефтяная компания, ни с самыми высокими зарплатами стала самым желанным работодателем, по мнению лиц находящихся в поиске работы, из-за возможности заниматься спортом в центре города в самом дорогом фитнесс-клубе.
- Оплата сотовой связи, ГСМ. Плюсы и для компании, и для сотрудников. Они всегда на связи, всегда мобильны и экономят свои средства за счёт компании.
Это далеко не весь список всевозможных мотиваций команды в компании. Однако следует знать, что мотивация лежит в основе успеха в достижении целей, поэтому о ней следует помнить всегда.
Экзамен о прочитанном материале.
- Зачем мотивировать команду?
- Причины, по которым персонал не хочет работать.
- Как заставить работать "лентяев"?
- Виды мотиваций.
- Какими должны быть цели, поставленные перед командой?
- Как измерить результат цели "лучший сотрудник"?
- Как измерить результат цели " лучшая продажа"?
- Нужно ли предварительно обсуждать цели с командой? Почему?
- Почему стоит избегать постановку трудновыполнимых целей?
- Что будет, если у цели не будет срока исполнения?
- Какие бесплатные мотивации команды Вы знаете?
- Обязательно ли хвалить своих передовиков? Можно ли обойтись без похвалы?
- В каких случаях можно использовать карьерный рост как мотивацию?
- Зачем нужна обратная связь при мотивации команды?
- Кому нужна доска почёта - руководству или подчинённым?
- Какие платные мотивации Вы знаете?