БЛОГ
Чем оправдывается наставничество новых сотрудников?
12 ноября
2014

Для большинства обывателей слово «наставничество» вызывает ассоциации со стахановским движением, мотальщицами из телевизионных передач про соцсоревнование и прочими элементами советского прошлого. Но на самом деле наставничество не такой уж анахронизм. Сегодня этот метод обучения персонала является одним из наиболее востребованных.

Сущность наставничества
Изначально стоит развести близкие, но неравнозначные понятия наставничества и коучинга. Коуч — это всего лишь тренер, оказывающий человеку (чаще всего руководителю) профессиональную помощь в реализации собственных преимуществ и достижении целей. Наставник же является специалистом в какой-либо профессиональной сфере, обладает знаниями и опытом и передает их своему ученику.

Чаще всего наставничество призвано облегчить адаптацию на производстве и офисе нового сотрудника, не знакомого со спецификой работы конкретной компании, но уже имеющего опыт работы в родственных условиях. Также наставничество эффективно при обучении «с нуля» и вполне может конкурировать с профессиональным образованием в училищах и колледжах. При наставничестве опыт приобретается параллельно с освоением теории, закрепляя ее.

Дублирование как вид наставничества
По своим типологическим характеристиками наставничество может быть названо обучением на рабочем месте. В советские времена оно требовалось по причине нехватки квалифицированных рабочих кадров, с подготовкой которых не справлялись учебные заведения. Сегодня такой проблемы нет, и наставничество переместилось в сферу бизнеса.

Наиболее часто используемым методом наставничества является дублирование, или, как его часто называют, копирование. Этот весьма действенный прием основан на пошаговом повторении обучаемым всей цепочки действий, необходимых для реализации производственной цели. Суть его действия основана на древнем педагогическом принципе: расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Именно так действует наставник, стимулируя ученика к повторению своих действий, поясняя и направляя его.

Безусловно, опыт — дело наживное, поэтому наставниками обычно становятся наиболее успешные сотрудники, которым доверяют новые кадры и для которых признание из заслуг перед компанией является значительным мотивационным стимулом. Кроме того, наставничество как процесс непрерывен: будучи введенным в обиход обучающего контента компании, оно зафиксируется в образовательной парадигме навсегда.

назад