В рабочем процессе новичку всегда требуется помощь в получении знаний и опыта, чтобы быстрее войти в курс дела, быстрее начать приносить результат своей деятельностью. В зависимости от того, как относится работодатель к собственным кадрам и происходит помощь новым сотрудникам (к сожалению, есть и такие компании, где вообще никакой помощи в адаптации не оказывается: работай, как сможешь, не получится – уволим).
Главное – вера учителя в своего ученика (и в консультации, и в коучинге, и в наставничестве). Если консультирующий не видит потенциал, не верит в способности своего протеже, все его услуги – бесполезны.
Например, представьте себе: ваша новая должность – министр. Вы не знаете о своих обязанностях и как проходит рабочий процесс. Если в качестве помощи вы выбираете консультацию, то консультирующим будет не сам министр, а кто-то из его окружения. Он вам расскажет, что и как делать, даст все инструкции, ответит на все ваши вопросы. Всё. Дальше вы идёте работать сами.
Если вы выбираете себе в помощь коучинг, здесь ваш коуч тоже не сам министр. Ваш коуч – это человек, знающий, как добиться всех ваших целей и задач в вашей работе. Он не делает за вас вашу работу и не помогает вам. Он стимулирует найти ответы. Он растит в вас желание узнавать всё самому, саморазвиваться, самосовершенствоваться в вашей новой профессии. Коуч вас стимулирует обучаться. Коуч хорош, когда нужно добиться конкретной цели. Например, научиться выступать на публике или научиться вести совещание. Он занимается с вами исключительно по вашей цели. Такие занятия очень эффективны, когда необходимо освоить навык в короткие сроки.
А если выбрать наставничество, тогда вашим наставником и учителем будет сам министр. Он вас будет и консультировать, и стимулировать, и обучать, и передавать свои знания. В общем, готовить из вас специалиста своего уровня. Если с коучем и консультантом вы встречаетесь в свободное время или в конкретный день, то наставник вас сопровождает все ваше рабочее время.
Консультация в рабочем процессе – это устная форма помощи, схожая с советами друга. Более опытный специалист проконсультирует вас во всем, что сам знает. В 85-90% российских компаниях как помощь в адаптации новых сотрудников используется именно этот метод. Старые кадры в течение двух-пяти дней консультируют новеньких. Этот метод имеет место в тех случаях, когда работа сотрудника понятна со слов консультанта и не требуется дополнительной помощи. Также консультация может быть проведена только единожды и без обратной связи (обсуждение ошибок, внесение корректировок).
Коучинг – это уже более реальная и эффективная помощь. Коучинг – это тоже консультация, но совсем другого уровня, интенсивности и качества. Коучинг часто используется в работе менеджеров по продажам, продвижению, маркетинговых специальностей и во многих других сложных и специфических направлениях. Здесь простой консультацией не обойдешься. Новому кадру, даже опытному специалисту, нужно многое узнать о специфике работы на вашем предприятии, ваши законы, порядки и многие другие аспекты. Он не сможет сам во всем разобраться – у него уйдет месяц или больше. Гораздо эффективнее и быстрее это происходит при помощи коуча.
Коуч – это ваш личный тренер на работе (или в бизнесе, или в личностном развитии). Его еще можно сравнить с психоаналитиком. Он не будет за вас делать работу, но будет давать дельные рекомендации. Коучи бывают рабочие, бизнес-коуч, коуч успеха и другие.
Его главная задача – заразить вас желанием самосовершенствоваться, самообучаться в желаемой сфере деятельности – работе, бизнесе, психологии и др. Да, коучинг используется не только в работе, а во всех сферах жизни. Здесь обязательна обратная связь, коуч готов помочь своему протеже в любое время.
Наставничество включает в себя и консультацию, и коучинг, и многое другое. Это самый лучший и эффективный способ внедрения новых сотрудников. Наставник – это ваш личный учитель. Он не просто развивает ваши необходимые качества для работы как коуч, он делится с вами знаниями и передает опыт. Он с вами на каждом шагу, помогает, корректирует и объясняет ошибки. Обучение происходит именно на рабочем месте и в процессе работы. Особенно интенсивно этот метод используется в компаниях, которые набирают молодых кадров без опыта работы. Сначала новые кадры обучаются с помощью наставника, затем проходят аттестацию – проверку их новых навыков и знаний, и только потом приступают к работе.
Подробнее о Коучинге
Коучинг – это усиленное индивидуальное стимулирующее саморазвитие и консультирование, имеющее конкретную цель. Главная задача коуча – настроить вас на перемены, пробудить в вас желание саморазвиваться, делать самостоятельные правильные умозаключения.
Услуги коуча необходимы для достижения конкретно поставленной цели. В коммерческих компаниях он необходим для обучения конкретного кадра конкретному навыку. Так он может помочь улучшить коммуникативные навыки, обучить правильно и эффективно использовать тайм-менеджмент, развить уверенность, внимание, логику, стрессоустойчивость, умение слышать, умение работать с коллективом и многое другое. Главное, подбирая коуча извне, необходимо убедиться в его компетенции в необходимом навыке. В организациях часто для развития рабочих навыков используют своих «выращенных» и обученных коучей. А специальных коучей приглашают для развития именно психологических качеств личности.
Чем хорош коучинг? Тем, что он заинтересован в вашей проблеме и вместе с вами ищет решение. Это не жесткие рекомендации, указания или приказы. Коуч как проводник, личный тренер или психоаналитик (аналитик конкретной ситуации).
Работа коуча состоит из четырех этапов:
1) Выявление и постановка четко выраженной и конкретной цели.
2) Исследование цели – точно ли она поставлена, зачем, почему и как к ней прийти.
3) Составление стратегии достижения цели.
4) Достижение цели – работа над силой воли.
Коучинг очень важен и незаменим для раскрытия потенциала человека, его способностей, его профессиональных и личных психологических качеств. Сам человек может никогда не узнать о них, но с помощью коуча сделает это в интересной форме.
Как происходит коучинг?
Коучинг – это диалог, множество вопросов, стимулирующие правильные ответы, желание самому найти решение. Это эффективное задавание вопросов, внимательное выслушивание и отбработка ответов клиента. Так происходит полное раскрытие потенциала человека.
Плюсы и минусы коучинга
Коучинг, как и любой метод, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относятся:
- четкая поставленная цель и успешная ее реализация;
- применяется как индивидуально, так и в группе.
К недостаткам относят:
- бесполезен, если у клиента нет желания учиться, изменяться;
- эффективен только при правильном подборе коуча к конкретному клиенту, совместимость, взаимное уважение и эмпатия обязательны.
Виды коучинга: карьерный коучинг, бизнес-коучинг, лайф-коучинг. Лайф коучинг – это индивидуальная работа с клиентом для решения его жизненных задач – касающиеся здоровья, самооценки, личной эффективности, взаимоотношений и др.
Наставничество или менторство - самый эффективный метод для введения в профессию
Наставник – это ваш учитель, тренер, консультант, коуч, ролевая модель, эксперт, ваш личный болельщик и друг.
Наставничество (менторство) используется:
- для развития сотрудников в конкретной профессии;
- для помощи в адаптации новых сотрудников;
- для адаптации после длительного отпуска (декрета);
- для развития новых способностей, талантов, навыков, умений и знаний у сотрудников;
- для предварительной подготовки кадров на ключевые позиции или должности;
- для передачи знаний, умений, норм поведения компании.
Как происходит наставничество
Этапы развития
1. Неосмысленное незнание – сотрудник не понимает, что он не знает и не понимает предмета изучения. Не осознает, что его надо изучать.
2. Осмысленное незнание – сотрудник начинает понимать, что он профан, что надо срочно понять и изучить данную сферу.
3. Осмысленное знание – сотрудник изучил и понимает, что он теперь специалист в этой сфере.
4. Неосмысленное знание – сотрудник выполняет данную работу автоматически.
Задача наставника – провести своего ученика по всем этапам, от «неосмысленного незнания» до «неосмысленного знания». Только когда ученик обладает знаниями и выполняет то, чему его обучали, на автомате, наступает конец наставничества.