Для эффективной деловой коммуникации недостаточно просто вежливого поведения и правильной одежды. В бизнес-этикете есть четкие правила, которые регламентируют взаимоотношения руководителей и сотрудников касаемо замечаний, критики и похвалы.
Как правильно критиковать сотрудника
-
Строго наедине.
-
Не переходить на личности.
-
Направлять замечания только на повышение эффективности работы.
В ситуации, когда требуется высказать замечание подчиненному, сделать выговор, говорит спокойно и сдержанно. Желательно начать с чего-то позитивного. Если вы хотите, чтобы критика была полезной и привела к повышению эффективности работы, придерживайтесь такой последовательности:
-
Похвально-поучающее сообщение. Пример: «Ты выполнил эту задачу хорошо, хотя знаю, что можешь еще лучше!».
-
Корректирующее предложение. «А вот в этой задачи можно было обратить внимание на…Подумай об этом и не допускай подобных погрешностей в следующий раз».
-
Ясно поставленная задача. «А теперь мы начнем работу в новом направлении с учетом всех замечаний. Для нашей компании требуется, чтобы ты выполнил…»
Как хвалить
-
Говорите искренне и при всех.
-
Будьте кратки.
-
Относите комплименты только к рабочему процессу.
-
Не сравнивайте работника с другими.
Как принимать критику – рекомендации для сотрудников
-
Выслушайте полностью.
-
Не извиняйтесь и не возражайте.
-
Не переводите критику на другого человека.
-
Выразите сожаление и готовность скорректировать ошибки.
-
Если замечание слишком личное, не стоит отвечать в том же духе.
Как принимать похвалу
Лучшая реакция – просто сказать спасибо. Если вы начнете произносить фразы вроде: «Мне ничего это не стоило» или «Да нет, я мог еще лучше», то будете выглядеть нелепо, а ваши слова воспримутся как неискренние.
И при замечаниях, и при похвале, как сотруднику, так и руководителю следует придерживаться лаконичного стиля общения. Сдержанность, доброжелательность и объективность – лучшие союзники делового общения.