Каждый руководитель - это машина управления. В зависимости от уровня знаний и умений управлять можно судить и о "классе" руководителя. Один руководитель как телега - едит ели-ели, скрипит громко, разваливается на ходу, тащит на себе десяток людей, которые сидят на ней как сонные мухи. Другой деятель как локомотив, всё у него отлажено работает как часы. За ним идут тысячи людей, каждый контролируем и выполняет свою функцию на этой "машине". Быть " локомотивом" не сложно, когда лидерские качества отлажены, отточены и находятся в постоянном рабочем процессе.
Каждый лидер в той или иной степени владеет следующими качествами управленца:
- Тайм-менеджмент - умение владеть своим временем и временем своих подчиненных.
- Самоуправление - умение управлять собой и своими эмоциями.
- Самообразование - умение "держать нос по ветру".
- Умение делегировать полномочия
- Умение влиять на решение и мнение подчиненных.
- Умение манипулировать.
- Умение считывать язык тела.
- Навыки командообразования.
- Умение слушать и слышать.
- Умение разрешать конфликтные ситуации.
Все начальники в той или иной степени владеют этими качествами, только у одних эти знания на зачаточном уровне, а другие с помощью них управляют армией, ведут войны, создают космические корабли... Каждый выбирает свой уровень и на нём останавливается на всю жизнь, как правило.
Чем лучше усвоены и отточены эти лидерские качества, тем легче руководителю справляться с поставленными задачами, управлять коллективом, достигать своих целей. Все эти умения и качества можно развить, было бы желание. Тот кто думает, что уже всё знает - начал отступать, терять. Каждый, кто считает себя умнее других - обречен на провал. Учитесь учиться, всегда находиться в поиске знаний. Никогда не останавливайтесь в поиске знаний с мыслями - мне хватит. Не хватит! Никогда не хватит! Мир меняется каждый день. Успей!
Обратите внимание, за один и тот же промежуток времени разные люди делают разного уровня усилия и достигают соответствующего результата. Один за один час ели-ели помыл посуду за собой, другой приготовил еды на 40 человек, третий заработал 100 долларов, четвертый уничтожил весь семейный капитал, пятый провёл три результативные встречи и заработал себе на квартиру, и так далее. Первый, который " спит" по жизни, тоже может быть результативным человеком и тратить своё время с умом. Однако он не знает этого, или не имеет стимула использовать своё время максимально положительно для себя, своей семьи и своего будущего. У каждого свой путь. Секрет успешных людей - не равняйся на отстающих, не сравнивай себя с неудачниками, ставь себе в пример лучших, стремись к невозможному.
Эти 10 качеств лидера, о которых мы сегодня говорим, далеко не весь "состав" босса. Управленец - это многогранная неповторимая личность, которая растёт и развивается всю жизнь. И это ее главный принцип. Как говорил дедушка Ленин: учиться, учиться и ещё раз учиться.
Итак, руководитель начинается с умения организовывать и самоорганизовываться (а это и есть тайм-менеджмент), а также с умения делегировать свои полномочия.
1) Тайм-менеджмент
Это целая наука, требующая постоянной практики и изучения. О Тайм-менеджменте сегодня знают наверно все, однако применяют его до сих пор единицы, не смотря на то, что эти знания находятся в открытом доступе. Причина - лень-матушка или неумение самоорганизовываться.
О тайм-менеджменте говорят как о шахматах, все знают что это за игра, но играть не умеют, и разговоры о них избегают, потому что профаны в этом вопросе. Подробнее об этой науке смотрите и спрашивайте в нашем центре.
2) Делегирование полномочий.
У многих лидеров с этим большие проблемы. К нам каждый второй обращается с проблемами с делегированием полномочий. Из них половина категорически отрицает, что они не умеют это делать. Они обвиняют персонал, законы, заказчиков, клиентов, правительство, но только не себя. Обучения таких "нигилистов" начинается с того момента, как они начинают осознавать, что они не умеют делегировать полномочия, доверять подчиненным, обучать и передавать знания.
Частенько истоки проблем делегирования идут из детства, из семьи. Многие матери, к примеру, не доверяют своим же детям домашние дела, важные мероприятия и делают всё сами. Это откладывается в подсознание и модель поведения матери копируется и проявляется в будущем этого ребенка в отношениях, в работе и уже со своими детками. Как это происходит:
Вполне рядовая ситуация для каждой семьи - нагрянули гости. У мамы двое детей и полчаса времени. Ей надо успеть убраться, накрыть стол, приготовить вкусненькое, а ещё привести себя в порядок. Мама, не умеющая делегировать полномочия, даст задание детям - убраться и накрыть стол, а сама пойдёт готовить. Дети, к примеру, переругаются и передерутся, пока будут решать кто и что должен сделать. Мама перепсихует и сделает всё сама, дети наказаные будут скучая ждать гостей и ужина, а мама суматошно делать всё сама. Другая мама, умеющая делегировать полномочия, даст каждому ребенку конкретное задание и время на его решение. После выполнения задания мама проверит качество его исполнения и в случае обнаружения недочетов потребует исправить. Казалось бы - элементарно. Но в критических ситуациях и проявляется это умение или неумение.
Кто виноват что дети первой мамы не выполнили приказ мамы? Сами дети, гости, кризис в стране или сама мама? Мама, которая не смогла правильно распределить обязанности, назначить ответственного, установить сроки исполнения и т.д.
Почему многие руководители не могут делегировать свои полномочия на подчинённых?
1) А кто в подчинение? Многие руководители набирают себе в команду не трудоголиков, жаждующих заработать, или специалистов высокого уровня с большим потенциалом, а друзей и подруг, с которыми весело проводить время. С друзьями в коллективе легко и интересно, однако важные дела приходится решать самим. Нет доверия этим клоунам - подумает босс и начнёт спасать свою братву своей шкурой.
2) У других страх, что подчиненные сделают лучше босса, переплюнут его и потом извергнут его прочь. Это действительно страх многих директоров и топ-менеджеров. Многие такие лидеры увольняют из своих рядов сотрудников с большим потенциалом, потому что видят в них угрозу. Разумеется, они никак не смогут делегировать свои полномочия такому титану. Они лучше сами всё сделают. Ведь не дай Бог кто-то заменит, что его подчиненный лучше чем он.
С этим комплексом и страхом руководителя нужно бороться и отрабатывать его. В нём есть здравый смысл. Но! Если бы Сталин И.В. так думал, мы бы проиграли Великую Отечественную войну. Ему приходилось доверять и делегировать свои полномочия. И исторически известный факт как ревностно и тщательно он набирал своих "представителей" - маршалов, военноначальников, министров и т.д. Главные качества, которые его интересовали - честность и порядочность. Да, многие метили на его место, но он был хитрее, расчётливее, думал на несколько ходов вперёд, и умел успешно делегировать свои полномочия на своих сильных, умных, с огромным потенциалом подчинёных. Глупо увольнять сильных, когда их надо исльзовать на всю катушку. Набрав себе послушных овец и быть петухом в курятнике - не есть цель истинного лидер. Истинный лидер создаёт и руководит такой командой, с которой можно мир покорить, горы свернуть, войну пройти и победить. С послушными "овцами" и глупыми "курами" этого не сделаешь. С таким недалёким персоналом Вас ждёт только беготня по курятнику за Вашими курами или поиски Ваших потерявшихся овечек.
Другие типичные ошибки при делегирование полномочий:
- Не умение объяснять задание.
- Не умение налаживптб обратную связь.
- Излишняя критика и осуждение работы подчинёных
Секреты успешного делегирования полномочий:
- Хоть мы и говорим о передачи полномочий, но на самом деле руководитель возлагает на подчинённого задачу, а полномочия даются в придачу (и то не всегда) для выполнения этой конкоретной задачи. То есть уметь делегировпть - это умение правильно ставить задачи перед подчинённым.
- Ответственность - кто-то должен её нести, кто-то должен проверять и отчитываться. Нельзя возлагать её на низшее звено.
- Проверки и контроль обязательны!
- Не прощаем ошибок. Если подчиненный не справляется с задачей, не забираем просто задачу и отдаём другому, а помогаем выполнить. Не приучайте свой персонал работать спустя рукава.
- Не скупитесь на похвалы и поощрения! Делайте это публично, подчёркивайте достоинства нужные Вам.
- Провал - это всегда вина руководителя. Не поконтролировал, не досмотрел, не расчитал. Не перекладывайте провалы и неудачи на подчиненных - это некрасиво и непрофессионально. Как минимум - мы виноваты, или это моя вина и мой недочёт как руководителя.
На самом деле секретов больше, нюансов ещё больше, а знаний и книг на эту тему хватит на всю жизнь. Но главное практика и практическое применение.
Экзамен о прочитанном материале.
- Чем отличается директор киоска по продаже пирожков от директора корпорации по продаже бытовой техники?
- Что общего между директором киоска по продаже пирожков и директора корпорации по продаже бытовой техники?
- Может ли директор киоска по продаже пирожков стать директором корпорации по продаже бытовой техники? Что для этого нужно, напишите подробно, поэтапно.
- Что такое тайм-менеджмент и для чего он нужен?
- Какие трудности ждут руководителя, если он не владеет тайм-менеджментом?
- Нужно ли руководителю управлять своими эмоциями? Чем это чревато, если руководитель будет позволять себе лишние эмоции: кричать по любому поводу на подчинёных, смеяться, плакать, всячески выражать свои эмоции и настроение?
- Зачем руководителю постоянно учиться?
- Перечислите качества управленца? Какие из них по Вашему мнению самые главные?
- Зачем руководителю необходимо уметь разрешать конфликтные ситуации, манипулировать и влиять на подчинёных?
- Что будет с руководителем, если он перестанет учиться?
- Какие типичные ошибки делают управленцы при делегировании полномочий?
- Какие подчинёные эффективнее - послушные и боязливые или инициативные и отчаянные?
- При делегировании полномочий что требуется от подчиненного? Приведите пример.
- Нужен ли контроль и проверки подчинённых при делегировании полномочий?
- Нужно ли хвалить работников, когда и зачем за выполнение своих обязаностей?