БЛОГ
Взаимоотношения в команде.
12 сентября
2018

Содержание:

  1. Какие нужны условия для формирования здоровых взаимоотношений в команде?
  2. Основные правила взаимоотношений в команде.
  3. С помощью чего создают здоровые взаимоотношения в команде?
  4. Этапы формирования взаимоотношений в команде.

1. Какие нужны условия для формирования здоровых взаимоотношений в команде?

Команда для руководителя - это инструмент для достижения целей компании. Если этот "инструмент" не подготовлен к работе, с ним будет тяжело добиваться нужных результатов. И все силы и время будет уходить на укрощение этого "инструмента". И наоборот, если команда сплочённая, правильно мотивированная на цели компании, грамотно обученная, то все цели она будет щёлкать как орешки. Как же этого добиться? Для этого необходимо создать в первую очередь идеальные условия для формирования сплочённого коллектива и здоровых взаимоотношений в команде.
Какие же условия необходимы для взращивания сильной и сплочённой команды? 

  1. Возраст всех участников должен быть примерно одинаковый, чтобы они были примерно на одной волне и неконфликтовали друг с другом.
  2. Контингент должен быть также из одной среды. То есть их мышление таким образом будет примерно одинаковым.
  3. Взаимоотношения в команде изначально должны строиться из уважения и доброжелательности. То есть именно руководитель своим уважительным и доброжелательным настроем формирует атмосферу в коллективе и задаёт тон общения среди коллег.
  4. У команды должны быть чёткие цели, к которым она должна быть разумно мотивирована.
  5. Лидер команды должен быть достойным примером для подражания. Так уж заложено в природе, в коллективе народ всегда берёт пример со своего вожака. Личности нужно на кого-то равняться, кому-то подражать.
  6. Для развития команды необходимы элементы соперничества с другими коллективами. Команда должна постоянно пребывать в духе соперничества, побеждать и отмечать свои победы.

Никто, разумеется, не гарантирует здоровый дух и сплочённость в коллективе при соблюдении этих условий. Многое зависит от умений лидера вести за собой и получать от команды нужных результатов.

2. Основные правила взаимоотношений в команде.

Многолетний опыт работы с коллективами приводит к тому, что если соблюдать следующие правила, то формирование взаимоотношений в команде само формируется лучшим образом.

1-ое правило: Мотивация. 
Это волшебное слово, творящее чудеса. Именно она способна соединить несовместимых, враждующих, с разными ценностями и мировоззрениями людей. 
Именно мотивация рождает страсть, азарт. Казалось бы, как просто. Однако, на деле приходится постоянно что-то придумывать, чтобы в твоей команде все были замотивированы. Ведь человек по природе своей существо ленивое и постоянно ищет возможность расслабиться. Чтобы держать свою команду в тонусе, нужно вносить в их жизнь что-то новое, иначе они превратятся в аморфных ленивцев - это природа человека, с этим трудно бороться, только ставя их в неопределенность и неизвестность. Никакая мотивация, даже денежная, не может включить полностью весь ресурс человека. Всё притупляется и становится второстепенным. Мотивация должна быть всегда обновлённой, немного загадочной и интригующей.

2-ое правило: Цель.
Сложно мотивировать личность, у которой нет никаких целей и ценностей. С этим трудно бороться. Таким нужно помогать ставить цели и формировать необходимые для компании ценности. 
Как правило, цели команды подхватываются всеми членами команды, если присутствует сплочённость в коллективе. Однако цели и сплочённость неразрывны.

3-ье правило: Упорядоченность.
Ошибка многих руководителей в отсутствии организованного и структурированного ведения деятельности. Казалось бы, всё итак понятно. Кому понятно? Что понятно? Ответа нет...
Распорядок дня, недели, месяца, функции каждого работника, обязанности, отчётность, права и ответственность - всё должно быть прописано и "витать в воздухе", а не пылиться где-то в дальнем углу.
Упорядоченность привносит порядок во взаимоотношения команды.

4-ое правило: Единство.
Когда руководитель смог добиться единство своей команды, выработать в ней единый дух, целостность - он получает мощный инструмент для достижения целей. Однако единство - качество быстроиспарающееся и нуждающееся в постоянном " уходе".

5-ое правило: Результат.
Цель каждого руководителя - достигнуть цели, получить результат.  Если лидер имеет сильную, сплоченную команду, то и результат получает соответствующий. По результатам можно делать соответствующие выводы о команде, лидере и их взаимоотношениях.

3. С помощью чего создают здоровые взаимоотношения в команде?

  1. Тренинги.
  2. Специальные разработанные программы.
  3. Индивидуальная работа.
  4. Корпоративные мероприятия.
  5. Общие цели и интересы.
  1. Роль тренингов неизмерима. Без них никак не обойтись. Они нужны и для обучения, и для развития навыков и умений, и для коррекции проблем, и для развития сплочённости команды. Однако стоит отметить, что хаотично, бездумно проводимые тренинги не приносят результата. Каждый тренинг должен анализироваться лидером и на основе выводов строить обучение, формировать программы. Но часто тренинги проводят потому что так надо, или потому что модно, а потом удивляются почему такие слабые результаты. Тренинг это мощное оружие в руках профессионала, и бесполезная безделушка для делетанта.
  2. Программы разрабатывают не только обучающие, но и корректирующие. Например, для устранения конфликтов, соперничества, сплетен в коллективе. Именно с помощью программ корректируют взаимоотношения у членов команды.
  3. Индивидуальная работа с тренером, лидером, коучем или психологом. Это, конечно, затрачивает много ресурсов, времени, финансов, однако даёт незамедлительный результат. С помощью индивидуальной работы легче выявляются ошибки, проблемы у члена команды, которые после этого легче преодолеть или решить.
  4. Корпоративные мероприятия, продуманные и заточенные под цели компании, объединяют и сплачают коллектив. Помимо этого они жизненно необходимы для всей команды как разрядка и своеобразный отдых.
  5. Общие цели и интересы обязательно нужно выявлять и подчёркивать, чтобы команда не распадалась, имела внутри себя здоровые отношения. Отпуская этот пункт, Вы как руководитель, теряете один из рычагов управления и влияния своей командой.

4. Этапы формирования взаимоотношений в команде.

Так или иначе команда это единый организм. Здоровый он или больной, целостный или неполноценный, но есть, он существует, он каким-то образом сформировался. "Лечить" старый коллектив очень сложно. Часто "престарелые" коллективы отчаянно и сообща отторгают любые нововведения и перемены, а в случаях насильственных корректирующих процедур, распадаются. Поэтому гораздо легче взрастить новый здоровый коллектив, чем мучаться со старым. Сильная команда - это труд ни одного дня и недели. Это поэтапное развитие.

1 этап - притирка.
Через неё проходят все коллективы. Здесь выявляются лидеры, распределяются социальные роли, формируются отношения. В этом процессе часто бывают конфликты, разрешение которых ложатся на плечи лидера. Это самый ответственный момент, когда следует примирить и "ужить" вместе профессионалов и новичков, ораторов и судий, мыслителей и деятелей. Чем больше между ними разница, тем сложнее это сделать. Именно поэтому одно из первых условий для формирования сплоченного коллектива стоит - примерно одинаковый возраст всех участников. Притирка во многом зависит от лидера команды.

2 этап - экспериментальная стадия.
Это этап распределения ролей и обязанностей, здесь лидер путём экспериментов узнаёт потенциал и возможности каждого члена команды. Для этого этапа вполне нормальны сбои в работе, непомерные нагрузки, невыполнение планов и т.д. Это всё всего лишь процесс стабилизации команды.

3-ий этап - творческий.
После череды экспериментов, побед и неудач, выявляются нестандартные личности, потенциал, лидеры, которые становятся героями команды - их костяком, краеугольным камнем. Этот этап закрепляет за ними это место, и в дальнейшем только укрепляет их позиции. На более ранних этапах творческий этап так не работает. "Звёзды" остаются и проявляются окончательно именно здесь.

4-ый этап - стадия зрелости.
Команда уже сформирована, обязанности поделены и распределены, цели прозрачны, роли все приняты и исполняются. На начальном этапе молодая команда это всего лишь тесто, из них ещё можно лепить и обучать, как хочется лидеру. Однако на этом этапе она уже имеет своё мнение и может отстаивать интересы команды, а также отклонять предложения лидера.

Экзамен о прочитанном материале.

  1. С какой командой легче работать - ровесники или разновозрастная категория людей?
  2. может ли ужиться друг с другом разношёрстный контингент (богатые и бедные, танцоры и ботаники, пенсионеры и студенты)? Почему руководителю будет с ними сложнее формировать сплочённость и выстраивать здоровые взаимоотношения?
  3. Можно ли в команде обойтись без уважения и доброжелательности? Чем это чревато?
  4. Зачем лидеру команды нужно стремиться быть примером для подражения? 
  5. Сможет ли сформироваться команда без игр, тренингов, духа соперничества?
  6. Для чего нужна мотивация в команде?
  7. С какой целью ставят цели перед командой?
  8. Как внести упорядоченность и структурирование в дела команды?
  9. Как распознать, что команда достигла единства?
  10. С помощью чего создаются здоровые взаимоотношения в команде?
  11. Зачем нужны корпоративные мероприятия? 
  12. С чего начинается формирование команды?
  13. Как пережить без потерь экспериментальную стадию развития команды?
  14. Перечислите этапы формирования взаимоотношений команды?
назад