Уже давно в прошлом те времена, когда сотрудники терпели грубость начальников. Сейчас руководителям приходится иметь дело чаще всего с амбициозными работниками, которые знают себе цену. Новоиспеченные шефы нередко терпят фиаско из-за того, что не могут правильно выстроить отношения с персоналом. И умение приказывать не последнюю роль играет в этом деле.
Секреты правильных приказов
-
Учитывайте интеллект и уровень образования подчиненного. Стройте вою речь согласно этим факторам. Например, отдавая распоряжение грузчику с 8 классами образования, можно допускать жаргонную лексику, просторечные выражения. А в случае с начитанным, серьезным заместителем приказывать лучше в более деликатной и деловой форме
-
Избегайте двойного смысла, метафор и художественных образов. Речь приказа должна ясно восприниматься и не вызывать сомнений.
-
Не персонифицируйте. Избегайте фраз: «Я хочу…», «Я сказал…», чтобы не вызывать эмоционального отторжения. Ваши личные желания вряд ли кто-то возьмется охотно исполнять. Лучше говорите: «Это необходимо для нашей компании…», «Нам нужно сделать это, чтобы избежать…», «Будет лучше, если вы предпримете…».
-
Помните об интонации. Недопустимы грубость, агрессия, обидные шутки, сарказм, пренебрежение. В противном случае вы произведет впечатление человека с личными проблемами и уже настанет черед сотрудников шутить за спиной в ваш адрес.
-
Обращайтесь по имени. Подчиненные легче воспринимают приказы, когда понимают, что к ним уважительно относятся, помнят их имя.
-
Не пренебрегайте комплиментами. Пример: " откройте секрет, как вы так быстро решаете эти вопросы? Пожалуйста, сделайте снова…».
-
Используйте вопросительные формы. Пример: «Согласились бы вы…?». Сотрудник понимает, что это завуалированный приказ, но ему легче воспринимать распоряжение в такой форме.
-
Нацеливайте сотрудника на личную выгоду. Приказы будут выполняться охотнее и эффективнее, когда человек увидит пользу не только для компании, но и для себя.
Рекомендации
Работник лучше всего выполняет то, что ему самому кажется необходимым. Поэтому подталкивайте сотрудников к самостоятельной деятельности. Не приказывайте, а создавайте ситуацию, в которой человек сможет мыслить в нужном русле. Методами воздействия могут быть и личные качества сотрудника: честолюбие, темперамент и другие. Здесь возможна такая хитрость. К примеру, говорите человеку: «Иван Петрович, необходимо выполнить одно задание. Но оно чрезвычайно сложное. Вам, наверное, не под силу. Как думаете, кому его поручить?». И если вы не ошиблись в плане амбициозности и квалификации выбранного сотрудника, то он вспыхнет и предложит сделать проект быстро и эффективно.
Будьте современным руководителем, хвалите, поощряйте сотрудников, интересуйтесь их жизнью. Тогда приказы будут выполняться охотнее.