Содержание:
- Зачем нужна адаптация сотрудников?
- Куратор к каждому новому сотруднику.
-
Учебник по продажам и продукту:
- перспективы в компании,
- рабочий сленг-словарь,
- обязанности менеджера,
- о компании,
- о продукте/услуге,
- возражения
- техника продаж, презентация
- конкуренты,
- обучение специальным рабочим программам.
- Регулярные экзамены устные и писеменные.
- Тренинги.
- Мотивированная помощь персонала в адаптации новых сотрудников.
Зачем нужна адаптация сотрудников?
Большинство торговых компаний не уделяют должного внимания этому наиважнейшему пункту при приёме на работу новых сотрудников. Довольно часто новые "золотые" кадры уходят в первый или второй месяц работы на новом месте. Часто именно отсутствие отлаженной системы адаптации для новых менеджеров по продажам является причиной огромной текучести кадров. В таких фирмах зачустую никто не контролирует психологический климат и настрой сотрудников к новеньким, и по этой причине в коллективе царит "дедовщина" , нездоровая конкуренция или явное и открытое неприятие новоявленного персонала. Что и является главной причиной большой текучести.
Именно для кадровой стабильности и жизненно необходима отлаженная система адаптации сотрудников.
Куратор к каждому новому сотруднику.
Нельзя бросать новоиспеченный персонал на произвол судьбы, вручив ему в руки весь обучающий материал. Это чревато охлаждению и внезапному исчезанию данного кадра.
Согласно теории о том, что все люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов, к обучению конкретного индивида нужно подходить именно с этой позиции. Визуалу нужно всё видеть на практике, чтобы лучше усвоить и запомнить. Аудиалу нужно всё услышать из уст живого человека и проговорить все знания. Кинестетику необходимо всё потрогать, прочувствовать, понюхать, проэксплуатировать. Дигиталу - обсудить, сравнить, проанализировать. Как видите, ни к одному из имеющихся в мире людей, нельзя применить эту "холодную" и бездушную тактику само обучения (за исключением мощно мотивированного обучения).
Куратор - ответственный сотрудник за обучение, адаптацию, знакомство нового менеджера в компании. Куратор должен быть также мотивирован и заинтересован в обучении нового менеджера. В некоторых зарубежных компаниях применяется очень эффективная техника "сертификатов": новому сотруднику выдаются 4 сертификата на 3000 рублей, который он должен раздать на своё усмотрение тем менеджерам, которые лучше и больше всего ему помогали в адаптации и обучении. Куратор контролирует весь процесс адаптации, помогает и подсказывает.
Учебник по продажам и продукту.
Особое внимание при адаптации нужно уделять именно продукту/услуге - это главное в адаптации для компании. В торговле в приоритете не чтобы новый сотрудник чувствовал себя комфортно в коллективе, а важно, чтобы он научился продавать, презентовать, любить и искренне и от всего сердца рекомендовать продукты компании. Именно вокруг знаниях о продукте, технике продаж должна основываться адаптация. И только на втором месте должен быть коллектив и прочее.
Перспективы в компании.
Учебные материалы, которые предоставляются новым сотрудникам, идеально начинать с перспектив, которые ждут человека в этой компании. Это карьерный рост, увеличение заработной платы, возможность путешествовать или перевестись в другой город или страну за счет компании. Перспективы - это мотивация, смысл и цель жизни, это внутренний двигатель жизни.
Рабочий сленг-словарь
В каждой сфере есть свои специфические слова и понятия. Иногда их очень много, но руководство не утруждает себя знакомить каждого сотрудника со спецификой, сленгом, понятиями. В итоге у такого нового сотрудника в начале карьеры часто случаются курьезы, непонимание. И напротив работа становится интереснее, когда новый сотрудник встречает или слышит загадочную речь и имеет на руках отгадки в виде сленг-словаря.
Обязанности менеджера
Новый сотрудник должен четко знать свои обязанности и что от него требуется в компании. Он должен знать для чего он нужен компании и за что ему платят деньги. Во многих компаниях все это указывается исключительно в трудовом договоре, который зачастую никто не читает. Однако показатели продаж в компаниях, которые делают эту информацию публичной, обсуждают ее, прмвязывают к планам и планеркам в разы выше.
О компании
Новый сотрудник жаждет этих знаний, ему в первые часы работы очень хочется побольше узнать о своем новом рабочем месте, о корпоративах, о правилах и запретах. Именно об этом нужно поведать новому сотруднику, когда он жаждет этой информации. О компании эффективно рассказывать, а не давать знания в печатном виде.
Здорово, когда у компании есть свое корпоративное видео, где рассказывают о ней ее лидеры, основатели, успешные менеджеры. Это впечатляет и запоминается. Важно указать здесь все свои преимущества, сильные стороны, историю создания компании, миссию, краткосрочные и долгосрочные цели компании, корпоративную культуру, ознакомить с книгой стандартов (если она имеется, если нет - завести.)
Как становятся патриотами и фанатами своей работы? Изучая и восхищаясь достижениями, культурой, целями компании. Все хотят быть причислены к чему-то великому... И история Вашей компании должна удовлетворять эти потребности Ваших новых менеджеров. Там же должны быть и миссия, краткосрочные и долгосрочные цели компании, корпоративная культура, книга стандартов.
О компании нужно рассказывать в картинках, в цифрах, чтобы легче усваивалось, воспринималось.
О продукте/услуге
Как мы уже оговаривали выше - это самый главный пункт плана адаптации менеджеров по продажам. Для того, чтобы материал лучше усваивался, необходимо разбавлять просто тексты красочными презентациями, видеофильмами, интервью с лучшими продавцами, руководством, покупателями, отзывами.
В этот же пункт включаем тщательное изучение прайс-листа, акций, бонусы, систему скидок, сервисное обслуживание, условия доставки, рассрочки, гарантии.
Чтобы весь изучаемый материал хорошо и надолго закреляпся у нового сотрудника, необходимо ежедневно проводить беседы-экзамены, опросы - письменные и устные, тестирования. Таким образом, каждый раз объясняясь устно и письменно, сотрудник быстрее все усваивает и начинает применять активно в своих продажах.
Возражения
В продажах всегда были, есть и будут возражения. Справляться с ними учится каждый продажник. Кто-то привыкает их слушать и сбавляет обороты, другой менеджер наоборот - старается победить возражение своими знаниями. В период адаптации нужно помогать новым менеджерам в борьбе с возражениями. Обязательно должны быть обучающие тренинги, где работают усиленно над возражениями. Также они должны быть изложены в Вашем учебнике по продажам и продукту. Помимо этого отлично закрепляются у персонала ролевые игры на возражение. Многие тренеры включают эти игры в ежедневные разминки.
Техника продаж, презентация
Известно, что продавать могут далеко не все. У некоторых продавцов ненависть к продажам, у других страх или комплексы. Только освобождённый от этих проблем менеджер будет лучшим продавцом. Помимо этого в каждом новом сотруднике необходимо закладывать "полезные" навыки, мотивации, цели жизни. Они выгодны и компании, и сотруднику. Когда цели компании и сотрудника переплетаются - сотрудничество становится крепким. У многих компаний, для облегчения работы менеджеров разрабатываются готовые скрипты, которые нужно просто выучить и применять до тех пор, пока все не выучится.
Нельзя опускать этот пункт, так как новичок не умеющий грамотно презентовать свою компанию часто теряет массу покупателей, а это финансовый ущерб компании и удар по имиджу. Дешевле будет на один день больше продлить обучение менеджера технике продаж и презентации, так чтобы при встрече с реальным покупателем, он смог все грамотно рассказать и подвести к продаже.
Конкуренты
Знать своих конкурентов, их слабые и сильные места, а также преимущества и недостатки своей компании, это быть фактически во всеоружие в борьбе с возражениями. Эти знания очень облегчают жизнь менеджеров по продажам.
Обучение специальным рабочим программам
Знание специальных программ, программного обеспечения, 1:С, CMR, которые неразделимы с менеджером по продажам, необходимо знать и постоянно изучать. Контроль этих знаний у менеджеров на начальном этапе должен контролироваться вышестоящими сотрудниками.
Регулярные экзамены устные и писеменные.
Ежедневные экзамены устные и письменные - самые эффективные способы проверки и закрепления знаний. Работодатель, который проверяет знания своих подчиненных с помощью тестирования, может упустить многие пробелы в изучаемом материале. Однако это сводится к минимуму при классической форме экзаменовки.
Тренинги.
Каждый тренинг, который проводится в компании, особенно для новеньких, должен быть отточен, сжат и эмоционально заряженным. В торговых компаниях эффективны тренинги направленные на коллектив, продукт (практические занятия на выявление слабых мест, знаний), мотивацию, компанию и др.
Главная цель тренингов - влюбить нового сотрудника в продукт, в продажи, в коллектив. Именно Любовь к своему делу мотивирует лучше всего на свете. Ни деньги, ни страх, а любовь. Именно любимому делу отдаются полностью без остатка. Именно любимое дело стоит на первом месте и является смыслом жизни. Если в коллективе это чувство к своей компании и (или) продукту присутствует, то им как правило заоажаются и новые сотрудники...
Ролевые игры - мощный инструмент развития навыков и закрепления знаний. Использововать его нужно не только раз в месяц на общем тренинге для всех менеджеров или, ещё хуже - только при обучении новеньких. Компании, нацеленные на большие продажи, постоянно проводят ролевые игры между своих сотрудников в качестве утренней разминки. На них как правило разбирается и проигрывается какое-либо сложное возражение.
Мотивированная помощь персонала в адаптации новых сотрудников
Как уже отмечалось выше, "старые" сотрудники должны быть мотивированы каким-либо образом заниматься с новенькими. От этого легче в адаптации и новому менеджеру, и руководству спокойно, что кадр в надежных руках, и сами "руки" получают прибыль от возни и обучения нового коллеги.
Мотивировать можно материально или нематериально. Главное, чтобы мотивация была востребована.
Одна из очень действующих мотиваций - мотивация сертификатами. Новому менеджеру выдаются пару сертификатов на определенную сумму (от 1000 до 10 000 рублей), которые он должен раздать тем коллегам, которые по его мнению лучше всего ему помогали в адаптации и обучении.
Экзамен о прочитанном материале.
- Зачем нужна адаптация сотрудников? Опишите своими словами положительные моменты отлаженной системы адаптации в компании, а также пооблемы компаний, где отсутствует данная система.
- Можно ли обойтись без куратора в дни адаптации? Чем это чревато?
- Что входит в задачи куратора?
- Если бы Вы были новым сотрудником, Вам бы было легче адаптироваться с помощью куратора? Смогли бы Вы отказаться от его помощи?
- Расскажите о технике сертификатов для новых менеджеров?
- Помогали ли бы Вы новым сотрудникам добровольно без дополнительной платы и поощрений? Обьясните почему.
- Что должен содержать учебник по продукту? Какие разделы?
- Главный приоритет для компании в обучении нового менеджера?
- Зачем новым кадрам рассказывать о перспективах компании?
- Что такое рабочий сленг-словарь и зачем он нужен новоиспеченным менеджерам?
- Как и когда новому менеджеру по продажам лучше всего узнавать о своих обязанностях? И как это обычно пооисходит на практике?
- Что нужно знать о компании новым сотрудникам?
- Каким образом наиболее эффективно подавать информацию о компании?
- Какой главный раздел учебника по продукту?
- Что изучают в разделе "О продукте"?
- Зачем нужно изучать "возражения" новеньким?
- Для каких целей используются скрипты в продажах?
- Почему знание конкурентов - это важная информация?
- Как лучше проверять знания - с помощью тестирования илт экзамена? Обьясните почему.
- Главная цель тренингов в компании?
- Дают ли что-то "ролевые игры" в качестве упражнения и каким образом?